Просто о сложном. MOODLE и не только

Главная Поиск по сайту Свяжитесь с нами
 
ВебКвест

Веб-Квест  (от английского webquest)  буквально – Поиск в Интернете. Сейчас, когда понятия Интернет и Обучение уже не столь далеки друг от друга, как казалось совсем недавно, это название звучит все чаще. И считается новым словом в образовательных технологиях. Может быть, потому что слово красиво-непонятное?


Попробуем разобраться с тем, что же это такое и как мы можем это использовать.
Автором этого, во всех отношениях замечательного, инструмента принято считать американца Берни Доджа из Государственного университета Сан-Диего. Именно он сумел сформулировать основные положения этой технологии и стал широко применять ее на своих занятиях. И спасибо ему за это.


webquestВ классическом варианте вебквест – не что иное, как способ организации проектной деятельности учащихся. Как и любой проект, он может предполагать индивидуальную и совместную работу, может быть растянут на весь учебный год или ограничен спаренным уроком… Простор для фантазии безграничен. И, на первый взгляд, кажется, что это сложно, долго, трудно, невозможно… Ничего подобного. Просто нужен второй взгляд. И тогда становится понятно, что мы все это и так делаем. Просто используем не ресурсы Всемирной паутины, а библиотеку. И не называем это бук-квест, например.
Фактически вебквест до примитивности прост. Мы подбираем источники информации, формулируем для ученика задание, предоставляем в его распоряжение эти источники, а затем проверяем, насколько успешно ученик выполнил то, что мы хотели. Ученик работает самостоятельно, мы лишь помогаем, если это необходимо. Что из перечисленного нам незнакомо? Мы делаем это изо дня в день на протяжении всего учебного года.


Надеюсь, в том, что это просто и доступно, убедила.


Здесь можно познакомиться с самым простым вариантом Квеста. Это то, что почти классика. Почти – потому что все равно какие-то мелочи добавляются-убираются… Получается сохранена только канва классического квеста.  Сразу прошу прощения у математиков. Ни в коей мере не претендую на предметную область. Если у кого-то из математиков возникнет желание использовать это в работе, соответствующим образом поправив математическую сторону – готова передать в полное распоряжение исходник, буду только рада. Тема Пифагора выбрана исключительно потому что, во-первых, все о ней что-то знаем, значит, отчасти будет понятна логика и смысл увиденного, значит, по ассоциации возникнут идеи собственной работы. А во-вторых, потому что тема достаточно хорошо представлена на образовательных сайтах в Интернете, поменьше риск нарваться на что-то неприличное.
Это классический вебквест еще и потому что использованы ссылки на внешние ресурсы.
Классический еще и потому, что задание для всех сформулировано одинаково. Можно иначе – одной группе (историкам) дать тему истории, другой (теоретикам) – доказательство, третьей (практикам) – практическое применение… Каждая группа подготовит свою итоговую презентацию-доклад-видеоролик и представит одноклассникам. Но это уже модификация.
Теперь перехожу к тому, ради чего все это написано.


Думаю, уже понятно, что в итоге получается мини-версия сайта. Но сайт – это просто набор вебстраниц. И работать этот набор может и, будучи размещенным в Интернете, и в локальной сети, и просто на отдельно взятом компьютере. Нужно только правильно его сделать и соответствующим образом «связать» между собой странички. Для этого нужно бы хотя бы в общих чертах изучить разметку страниц и некоторые программы, которые позволяют делать это проще и быстрее.


Чтобы разместить свой квест в сети, нужен хостинг. Если уже есть свой сайт – можно разместить и квест там же. Если нет, нужно определиться с хостингом. То есть нужно бы посмотреть, какие они бывают, чем друг от дружки отличаются, выбрать такой, который нам больше всего подойдет. И разобраться с тем, что нужно для загрузки страничек на сервер.
Квест, работающий в интернете – это хорошо. Но Интернет – это такое относительное понятие… Да и в школах он порой такой, что лучше бы и не было. Если использовать ссылки на внешние ресурсы, не занесет ли нашего ученика в неведомые дали? Этого можно избежать, если «замкнуть» пространство. У ученика будет полная иллюзия перемещения по разным ресурсам, а фактически он будет оставаться в заданных рамках. Это трудоемко, но несложно. Нужно только разобраться с тем, как это делается.
Чтобы использовать квест в локальном варианте (без подключения к сети Интернет), нужно познакомиться с программами, которые позволяют объединить странички в одну оболочку. Программ, которые умеют это делать, много. Простые и сложные, с минимумом возможностей и серьезные, мощные приложения, которые используют профессионалы. Принцип работы у них примерно одинаков. Опять же, нужно только определиться с тем, что хотим в результате получить и разобраться с тем, как это сделать.
Квест может быть линейным, когда изучается какой-то один вопрос с разных сторон, и результат заранее предполагается. А может быть разветвленным. Некоторый вариант квеста-лабиринта, игры.


Все мы –  и дети, и взрослые – с гораздо большим удовольствием готовы поиграть, чем что-то методично изучать. В компьютерных играх есть жанр с таким же названием – Квест. Это может быть и игра в стиле «Я ищу…» и некоторые вариации на тему, когда в процессе этих поисков можно попасть куда-то не туда, сделать что-то не то и потом долго из получившейся ситуации выбираться, каждый раз решая проблему выбора пути. И сколько радости, и какую гордость за себя испытываем, когда получилось!!!
А теперь представьте себе симбиоз образовательного квеста и подобной игры. Пусть, например, на тему изучения атома. По одному пути пойдешь – в результате получится мирно работающая электростанция. По другому – ядерный взрыв. Причем, с реалистической картинкой на экране, чтобы эмоциональный якорь был. И на одном пути, и на другом – целый ряд задач, виртуальных опытов, которые позволяют отработать изученный материал, параллельно – ответственность за принятые решения и выбранный путь. Чем не квест? К тому же межпредметный.


Или другой вариант, когда нужно выбрать, какие же предметы будем изучать подробно, а какие – лишь в ознакомительном порядке. Такой выбор очень скоро предстоит делать школьникам. В квесте на эту тему можно познакомить с самыми разными профессиями, с требованиями к знаниям-умениям, к личностным качествам… Чем не квест по профориентации? И тоже – межпредметный.
Малышам тоже можно предложить подобный разветвленный Квест. Например, про решение задачки разными способами. Один путь – задачка решилась быстро, другой – в несколько действий.
Правда, в таком варианте от классического вебквеста мы ушли далеко. Но кто сказал, что это возбраняется? У нас получится какая-то своя форма образовательного ресурса. Но ресурс всё-таки получится образовательный. То есть будет соответствовать всем требованиям к таким ресурсам. Частично мы с ними уже знакомы. Подробнее – познакомимся!


Тех, кого заинтересовала эта тема, приглашаю принять участие в работе Мастер-Класса в Сети Творческих Учителей.


Учебный предмет - не важно.

Степень владения ПК - пользователь.

Знание специальных программ - не требуется.

Главное условие - желание учиться.

И все у нас получится!


 

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • blue color
  • green color